Газовый развод, или Кто пишет законы за нардепов
Депутаты не особо читают законы якобы своего авторства
Слухи о том, что депутаты фракции “Слуга народа” давно отрабатывают заказы лоббистов, ходят с конца прошлого года. Тогда депутаты президентской фракции сорвали инициированную президентом первую версию закона о легализации игорного бизнеса, что, как говорят, было щедро оплачено “теневиками”. Однако в этот раз уже не слухи, а факты, расследованные “Вестями”, подтверждают, что законы депутатам пишут лоббисты, а те лишь ставят свои подписи, даже не вчитываясь в то, под чем подписались.
Так, “Вести” выяснили, что законопроект №3800 о рынке газа, авторами которого являются 10 депутатов фракции “Слуга народа”, в том числе ее глава Давид Арахамия и глава подкомитета по вопросам газовой отрасли комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Жупанин, на самом деле был написан… в НАК “Нафтогаз”. А в случае его принятия тарифы на ЖКХ-услуги или взлетят втрое, или же люди останутся без горячей воды и отопления, как это было в Смиле Черкасской области.
Word-расследование
С 1 августа, как известно, открылся рынок газа для населения, и украинцы теперь могут покупать голубое топливо у любого поставщика, кто предложит выгодные условия. К этому событию в парламенте готовили процедуру списания долгов на рынке газа, многие из которых являются фиктивными. Это рядовая процедура, чтобы очистить рынок от старых проблем, — по этой же формуле уже “очистили” и рынок электроэнергии.
Однако 6 июля в Верховную Раду вдруг поступает законопроект под №3800 “О внесении изменений в закон “О рынке природного газа” относительно обеспечения финансовой стабильности на рынке природного газа”, который ломает эти планы.
Файлы проекта закона и сопроводительных документов к нему загружаются на сайте Верховной Рады в формате Word, который прописывает в своих свойствах реальных авторов документа. Как правило, такие файлы переливают “с нуля”, чтобы нечаянно не засветить истинных авторов законодательных “нетленок”, но в случае с законопроектом №3800 депутаты, видимо, сильно торопились и засветили имена закулисных авторов.
Как следует из свойств файла, который излагает весь проект закона, его автором является некая Zagumennova, которая создала документ 29 июня в 23:41 объемом в шесть страниц текста и не то работала над ним ночью, не то просто залила в файл чью-то информацию. После чего, как следует из свойств документа, переслала его Андрею Жупанину — депутату фракции “Слуги народа”, чье имя среди авторов законопроекта стоит первым.
Хотя документ пережил аж семь редакций, общее время, потраченное на них, заняло у Жупанина всего 12 минут. После редактирования депутат загрузил документ на сайт Рады от имени новых авторов — ими оказались преимущественно “слуги народа” Андрей Мотовиловец, Давид Арахамия, Дмитрий Припутень, Ярослав Железняк, Роксолана Пидласа, Анатолий Костюх, Егор Чернев, а также Роберт Горват и Ярослав Дубневич.
К документу с проектом закона всегда прилагаются сопроводительные документы. Из свойств файла “Подання” следует, что его создала и написала некая Iryna Komarida, которая, как и Загуменнова, переслала документ Жупанину, и тот его сохранил на свой рабочий компьютер. Она же написала и пояснительную записку к документу, которую Жупанин практически не правил — время правок всего две минуты, вероятно, на вписывание депутатских фамилий.
Судя по всему, реальными авторами документа являются Евгения Загуменнова-Крупович и Ирина Комарида — помощницы депутата Ольги Бельковой, которая с 2012 года побывала во фракциях УДАР, БПП и “Батькивщина” и пару месяцев назад, 18 июня, вдруг неожиданно для всех решила сложить депутатский мандат.
Белькова возглавила одно из направлений Оператора ГТС с многозначительным названием — “по международной деятельности и работе с государственными органами”. Всего через пять дней ее помощницы (напомним, Белькова уже не депутат) присылают Жупанину вышеуказанные файлы.
“Я этому не удивлюсь. Госпожа Белькова — сотрудник Оператора ГТС, является лоббистом, она работает на компанию, на свою зарплату, на свои доходы“, — комментирует первый заместитель главы комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Алексей Кучеренко. Однако не только бывший нардеп приложила к парламентским документам руку.
В свойствах сравнительной таблицы к законопроекту показался и Роман Шикеринец, который является начальником управления регуляторной деятельности того самого Оператора ГТС, где работает Белькова. Но из свойств файла, набранного Шикеринцем, следует, что сформирован этот документ на компьютере организации под аббревиатурой UTG, под которой скрывается компания “Укртрансгаз” (УТГ) — “дочка” НАК “Нафтогаз”, занимающаяся хранением в подземных хранилищах газа. То есть документ по сути был написан в НАК.
Показательно, что Шикеринец трудиться над 17-страничным документом тоже начал в ночь на 29 июня в 23:37, тогда же, когда Загуменнова — над своим. Можно предположить, что такое совпадение говорит о том, что оба просто залили в файлы информацию, загодя написанную кем-то другим в “Нафтогазе”, чьих имен мы не знаем.
Некому обслуживать сети
Законопроект №3800, который, как мы выяснили, по сути, писался в “Нафтогазе”, предлагает провести финансовое “оздоровление” рынка природного газа за счет принудительного изъятия средств со счетов операторов ГРС в пользу Оператора ГТС, распространив в отношении их практику, которая уже задействована “Нафтогазом” в адрес предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ), загнанных в угол.
Так, по словам начальника Управления развития жилищно-коммунальной инфраструктуры КГГА Веры Радченко, коммунальное предприятие может продавать теплоэнергию только по утвержденным НКРЭКУ тарифам, а выплаты по штрафам и пеням в них не предусмотрены. Отсюда и огромные долги у ТКЭ. Киевляне знают, чем это может грозить — в 2018 году “Нафтогаз” на полгода отключил столице горячую воду за долги по газу, которые КГГА отказалась признавать.
К отключениям могут добавиться и другие проблемы — например, отсутствие газовых аварийных служб. О том, что такая перспектива неизбежна, говорят документы, которые эксклюзивно предоставил “Вестям” Экспертный совет Министерства энергетики.
В июне ведомство заказало расчеты себестоимости затрат на примере двух газораспределительных компаний, чтобы понимать, какое в целом финансовое состояние у операторов ГРС. Согласно этим расчетам, себестоимость затрат “Винницагаза” — 1,86 грн/1 куб. м, у “Херсонгаза” — 1,68/1 куб. м. При этом на деле НКРЭКУ установила тариф соответственно 1,16 грн и 1,13 грн.
Эти расчеты показывают, что у операторов ГРС уже недостаток средств для обслуживания газораспределительных сетей в 30–40% и принудительное изъятие оставшихся средств лишь усугубит ситуацию в газораспределительных компаниях, работники которых уже разбегаются.
“Зарплаты в облгазах ниже, чем по отрасли где-то на 30–50%. В среднем по отрасли зарплаты 10–11 тыс., а у них 5–7 тыс. уже со всеми надбавками. Поэтому люди бегут целыми бригадами, прежде всего в Польшу, которая активно газифицируется, и на них там спрос. Польше выгодно брать уже готовых специалистов, там ставят зарплату 900–1000 долларов“, — рассказывает “Вестям” директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
Он обращает внимание на себя то обстоятельство, что обучить смену выехавшим квалифицированным рабочим практически невозможно, ведь в этой сфере важны не столько навыки, сколько опыт. При этом недостаток финансирования сказывается и на качестве ремонтов, ведь на сегодняшний день газовые сети в многоэтажках даже не проходят профилактический осмотр.
“Вопрос не столько в обучении, сколько в практике. Я как человек, который не первый год занимается газовым хозяйством, когда сталкиваюсь с дедами, которые работают по 20–30 лет в этой сфере, открываю для себя очень много нового. Они знают, что такое газ, как с ним обращаться, как необходимо соблюдать нормы. И если финансирование идет по остаточному принципу, откуда взяться новым трубам, износ которых достаточно высок. Взрывы происходят, как правило, из-за нарушения норм и техники безопасности, которая включает в себя, в том числе, и профилактику“, — рассказывает Землянский.
Откуда берутся мегапремии
Впрочем, намного важнее для заказчиков этого законопроекта, говорят эксперты, даже не разобраться с операторами ГРС, а сорвать процедуру списания долгов, о которой говорилась выше, — “убить” конкурентный законопроект, который угрожает “Нафтогазу”. Специфика парламентских процедур заключается в том, что после первого чтения в Раде за основу будет взят какой-то один из двух законопроектов — №3800 или №3800-1.
Второй законопроект предлагает обнулить вообще все фиктивные долги на газовом рынке перед “Нафтогазом”, сформировавшиеся за счет штрафов и пеней, которые на данный момент достигли критической отметки в 114 млрд грн. Жители Смелы в Черкасской области помнят, как два года назад их отключили от отопления в разгар отопительного сезона за долги ТКЭ, сегодня история повторяется. У Николаевского теплокоммунэнерго полностью арестованы по иску “Нафтогаза” счета, в результате чего ТКЭ, по словам заместителя мэра Николаева Юрия Степанца, не может выплачивать зарплаты и закупать материалы.
Но подобные долги позволяют топ-менеджерам “Нафтогаза” активно формировать свой зарплатный фонд в виде премий. Ведь долговая пирамида — это те доходы, которые, хотя никогда и не будут уплачены должниками, но по факту демонстрируют успешные показатели “Нафтогаза” и позволяют начислять новые бонусы за существующие на бумаге успехи фактически убыточного предприятия. Но за убытки бонусы не платят, а за долги — платят.
Так, например, как рассказывает “Вестям” бывший директор по финансовым и инвестиционным вопросам НАК “Нафтогаз Украины” Ярослав Диковицкий, общая сумма расходов на зарплату работникам “Нафтогаза” за прошлый год составила не менее 2,16 млрд грн. Но из этой колоссальной суммы треть — 700 млн грн — получают всего 15 человек в виде бонусов. Диковицкий обращает внимание, что если отминусовать уплаты “Газпрома” по арбитражу в конце прошлого года, то “Нафтогаз” фактически продемонстрировал бы убыток. А в этом году подобных выплат уже не планируется.
Эксперты акцентируют внимание на том, что для решения долговой проблемы необходимо либо списание долгов, либо их погашение за счет государственного бюджета или роста тарифов для населения. Однако в госбюджете таких средств нет, а “печатание” более 100 млрд грн приведет к фатальным последствиям.
“Чтобы решить проблему долгов, необходимо поднять тарифы в три раза. Естественно, их никто поднимать в три раза не будет. Поэтому нужны списание, реструктуризация и пересмотр тарифообразования. Либо будет сохранение долгов с периодическим отключением того или иного ТКЭ в зимний период. Опыт прошлых лет показывает, что такое возможно, а насколько массовой такая практика будет сейчас — зависит от настроения “Нафтогаза”, — говорит “Вестям” экономический эксперт Виктор Скаршевский.
Депутаты не в курсе
“Вести” обратились к официальным авторам законопроекта, указанным на сайте Рады, и выяснилось, что они “плавают” в том законопроекте, под которым подписались. Ярослав Железняк (“Слуга народа”), например, не сразу понял, о каком законопроекте №3800 его спрашивают.
“Если бы вы мне назвали название, я бы прокомментировал… Я не первый стою в этом списке соавторов, первый там Андрей Жупанин. Я вам сейчас на пальцах объяснить суть законопроекта не смогу. У меня на компьютере есть довольно большая пояснительная записка, я могу ее прислать, когда доберусь до рабочего места. Но он точно менее популистический, чем альтернативный вариант, и значительно дешевле для бюджета“, — считает Железняк, завершив разговор обещанием выслать пояснительную записку, но не уточнив, куда.
Роксолана Пидласа оказалась более прямолинейной, она честно сказала, что к этому законопроекту руку не прикладывала.
“Это же, наверное, законопроект Жупанина, нет? Я вам честно скажу, если я там не первый автор, то это не мой законопроект, я его не писала. А подпись поставила, как всегда, когда мы поддерживаем коллег. Я просто из комитета экономического развития, у нас в сфере веденья публичные закупки, а Андрей Жупанин — коллега, которому мы доверяем. Поэтому он основной автор законопроекта, вам лучше с ним переговорить“, — посоветовала Пидласа.
“Вести” попытались узнать мнение также и других официальных авторов законопроекта, но попытка была безуспешной. Однако можно сделать вывод, что все они ставили свои подписи примерно по тому же принципу — поддержать коллегу. Об этом говорит следующий факт: глава фракции “Слуги народа” Давид Арахамия поставил свою фамилию сразу на двух антагонистических законопроектах — №3800 и №3800-1, чьи нормы взаимно отрицают друг друга.
“Законопроект направлен на то, чтобы операторы ГРС могли своевременно рассчитываться перед Оператором газотранспортных систем. А другой законопроект (№3800-1) предполагает списание долгов на 100 млрд грн, то есть просто взять и всем простить. Что является накладным для “Нафтогаза“, — ответил “Вестям” Жупанин.
На вопрос о том, что, по нашим данным, фактическим автором законопроекта является топ-менеджер Оператора ГТС Ольга Белькова, депутат ответил так: “Смотрите, у законопроекта есть авторы, правда? Видите, они указаны на сайте Верховной Рады? Это и есть авторы законопроекта. Конечно, нам помогали эксперты по рынку. Мы консультировались с Оператором ГТС, мы проводили круглый стол, и они сказали, что у них есть долг в 1 млрд грн. А Ольга Белькова, которая перешла на работу в Оператор ГТС, работала над этим задолго до того, чтобы избежать ситуации, когда перед государственной компанией есть долги у частных структур. Тогда и был наработан этот законопроект“, — объяснил нам Андрей Жупанин.
Нарушение договора?
НАК не стала лоббировать свои интересы через своего официального акционера — Кабинет министров, поскольку он и Оператор ГТС должны быть независимы друг от друга. Такова воля Европейского союза, и это сказано в Соглашении об ассоциации.
“Почему так получилось, если этот факт правда, надо спросить у господина Макогона (руководителя Оператора ГТС. — Ред.). Они могут, конечно, корреспондировать и использовать взаимные наработки, но это просто показывает, что полного отделения Оператора ГТС от “Нафтогаза” не произошло“, — говорит “Вестям” председатель Экспертного совета по вопросам развития газовой промышленности и рынка природного газа Леонид Униговский.
Эксперты давно подозревали, что Оператор ГТС до сих пор неформально подчинен “Нафтогазу”, но эти подозрения не были подкреплены доказательствами. Обнаруженные “Вестями” факты как раз и являются первым подтверждением нарушения “Нафтогазом” и Украиной обязательств перед Европейским союзом.
“Формально реформа проведена, отчитались на бумаге, что все сделано, выполнили требования ЕБРР, МВФ и т. д. Но ее провели не так, как в учебнике написано, а так, как им было выгодно. Впустую потратили несколько десятков миллионов долларов только за консультационные услуги проектантов, которые разрабатывали концепции“, — говорит “Вестям” сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
Еще прямолинейнее в этих оценках Кучеренко: “НАК “Нафтогаз” продолжает сохранять влияние на Оператора ГТС и делает это откровенно и неприкрыто”, — считает он.
Что не запрещено, то разрешено
Эксперты акцентируют на том, что закона о лоббизме в Украине нет, а то, что не запрещено, то разрешено, и говорить сейчас можно только о нарушении неких этических норм.
“Это не первый раз, когда таким образом реализуются интересы отдельных групп — как финансово-промышленных, так и отдельных субъектов хозяйствующих. Я могу привести как пример законопроект, который был подан “Укрспиртом” о принудительном добавлении этанола в бензин. Это было точно так же — они попробовали его подать через Кабмин, через Кабмин не получилось, и этот законопроект был подан через народных депутатов“, — рассказывает “Вестям” директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
По его словам, депутат, конечно, должен углубляться в суть законопроектов, которые подписывает, но на деле никто его к этому не обязывает. Он обращает внимание, что комитет ЖКХ уже отметился странными поправками “с голоса”, за которым стояли заинтересованные бизнес-круги.
“Если кого-то из народных депутатов схватят за руку во время получения взятки от представителя того или иного хозяйствующего субъекта, то да, это плохо. Но… Я же не буду Андрея в чем-то обвинять и говорить, что он получил денежку. Он может быть просто убежденным сторонником правильности политики “Нафтогаза”. У меня есть тоже определенные вопросы в отношении ряда других законопроектов, которые рассматриваются комитетом Геруса. В свое время против Геруса даже уголовное дело открыли, когда он с голоса внес поправку об обеспечении безопасности работы АЭС, в соответствии с которой фактически был открыт доступ к экспорту российской электрической энергии. И это был скандал скандалом, его даже обвинили по 111-й статье. Понятно, что это не просто так. Вот в чью-то голову взбрело и прямо вот… Разные случаи бывают. До тех пор, пока это не запрещено законом, мы можем говорить о нарушении каких-либо этических принципов или недостаточной компетентности тех, кто эти законы подает якобы от своего имени, не разобравшись в вопросе. Но это будет сотрясание воздуха“, — считает Геннадий Рябцев.