Незбалансований баланс: чому Оператор ГТС заробляє на учасниках ринку і коли чекати європейських правил
Добове балансування на українському ринку газу стало джерелом заробітку для оператора ГТС України.
Застосування дискримінаційних маржинальних цін є загрозою ліквідності для всіх учасників ринку, в той час як оператор ГТС залишається непрозорим і приховує свої реальні витрати на балансування системи, пише OilPoint (рос).
Эпические маржинальные цены
Суточное балансирование на украинском рынке газа осуществляется уже два года, и последний год эту функцию выполняет Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ). Но у участников рынка накопился целый ворох претензий как к ОГТСУ, так и к самой системе балансирования.
Первое, что вызывает возмущение поставщиков газа, трейдеров и операторов ГРС — откровенно дискриминационные маржинальные цены.
Например, на 20 апреля они выглядели так. Если в системе избыток газа из-за небаланса, то оператор ГТС продает излишек “Нафтогазу” для закачки в подземные хранилища по 9283 грн (с НДС) за 1 тыс. куб м. Это примерно совпадает с рыночной ценой.
А вот дефицит газ в системе ОГТСУ восполняет, покупая его у “Нафтогаза” уже по 11 236 грн. Разница — почти в 2 тыс. грн.
Однако ОГТСУ при этом не остается в накладе. Ведь когда он предоставляет услуги балансировки компаниям-заказчикам, то пользуется маржинальными ценами, разрыв в которых — еще больше.
Например, если заказчик услуг 20 апреля нарушил величину допустимого отклонения от заявки на прокачку (от номинации) на 10%, то при позитивном небалансе оператор ГТС выкупил у него излишек газа всего лишь по 7426 грн за 1 тыс. куб. м, а при негативном небалансе — продал газ по 13 483 грн.
Вот почему ОГТСУ может покупать у “Нафтогаза” ресурс для балансировки на 20% дороже рыночной цены — свои убытки он покрывает за счет цен для своих клиентов, которые отличается уже не на 20%, а почти вдвое.
Свозь игольное ушко не пройти
Сегодня балансирование на рынке работает таким образом, что сбалансироваться заказчикам в ноль — практически невозможно.
Андрей Мизовец, председатель Ассоциации «Газовые трейдеры Украины», рассказал, что только очень крупные компании могут попасть в 3%-ный толеранс — допустимые отклонения небаланса. При этом реальный небаланс на рынке составляет 5-7%. “Если вы не попадаете в баланс и выходите за 3%, то штрафы достигают 40% от цены газа”, — сказал он.
По мнению Артема Компана, Главы Ассоциации поставщиков энергоресурсов, существующая в Украине система балансирования губительна как для компаний-поставщиков, так и для развития рынка в целом.
Ведь на фоне драконовских маржинальных цен, компании не имеют возможности оперативно отреагировать и закрыть возникающие небалансы — оператор рынка просто ставит их перед фактом: сколько они должны заплатить дополнительно за газ, который они выкупили у оператора, или какую сумму убытка они понесли от того, что оператор выкупил у них этот газ с дисконтом. “Но это не рынок, а уничтожение рыночных механизмов”, — отметил он.
По словам руководителя Ассоциации газового рынка Украины Дениса Сенектутова, в тарифе на услуги операторов ГРС цена газа заложена на уровне 7 020 грн за 1 тыс. куб м. А рыночная цена по предоплате — 9150-9200 грн, и она не падает.
Из-за этой разницы у операторов ГРС возникает дефицит средств. А если оператор ГРС в связи с этим дефицитом не смог купить газ в рынке, то к нему применяется маржинальная цена 13 483 грн (пример газовых суток 20 апреля), что ведет к еще большему дефициту.
Фактически, сегодня оператор ГТС, покупая и продавая газ компаниям при балансировании, зарабатывает на значительной разнице в цене. Но теряют от этого сначала участники рынка-заказчики его услуг, а потом — потребители газа, ведь именно на конечных потребителей трейдеры и поставщики перекладывают все затраты.
А был ли мальчик?
Пока “Нафтогаз” и ОГТСУ таким образом зарабатывают, участники рынка задаются вопросом: а насколько обоснован такой заработок?
Ведь любая газотранспортная система располагает определенным сетевым буфером, и пока величина небаланса находится в пределах этого буфера, оператору ГТС просто нет смысла осуществлять балансирование — система все равно будет надежно работать. Это наглядно демонстрирует следующая графика:
Пока чистый небаланс (разница между положительными и отрицательными небалансами в ГТС) на конец газовых суток не выходит за пределы зеленой зоны на графике, оператор ГТС может не балансировать систему.
По словам Дениса Сенектутова, подобные параметры безопасной работы украинской ГТС (параметры той самой зеленой зоны) не обнародуются, и заказчики просто не знают, когда их суммарные суточные небалансы действительно угрожают стабильности системы и оператору ГТС действительно нужно балансировать ее.
Еще в ноябре прошлого года ОГТСУ на встрече с компаниями представил правила балансировки, в которых четко указал, что самый первый этап этого процесса — определить: существует ли сама необходимость балансирующих действий. И только если она действительно есть, ОГТСУ должен что-то предпринимать.
Кроме того, оператор ГТС должен отчитываться о своих затратах на балансирование. В частности, Кодекс ГТС предусматривает, что он должен обнародовать эти данные уже после 1 марта этого года.
“Но я думаю, что ни один заказчик не найдет информации о том, какие же затраты понес украинский оператор ГТС в 2020 г. для балансировки системы. Потому что такого отчета просто нет”, — сказал Денис Сенектутов.
А раз не известно, были ли у оператора ГТС затраты на балансировку, то как обосновать те цены в актах и счетах на предоставление услуг, которые он выставляет заказчикам?
По сути, сегодня сложилась ситуация, когда “Нафтогаз” и ОГТСУ сообща зарабатывают на участниках рынка, предоставляя безальтернативно услуги балансирования. Андрей Мизовец рассказал, что еще в начале декабря прошлого года Верховная Рада изменила законодательство и разрешила ОГТСУ покупать газ, необходимый для балансирования системы, на бирже.
Однако ОГТСУ этого так и не начал делать, а вместо этого провел тендер на предоставление услуг балансировки, который выиграл “Нафтогаз Украины”. Поэтому с 19 января услуги по балансировке де-факто предоставляет “Нафтогаз Украины”, а каждый участник рынка теперь должен учитывать маржу “Нафтогаза”.
В Европе уже давно цивилизация
Европейские страны уже давно отрегулировали у себя деятельность оператора ГТС ко взаимной выгоде всех сторон.
Станислав Казда, международный эксперт в сфере газораспределения и представитель компании РГК, рассказал, что в Чехии балансирование осуществляет полностью независимый оператор рынка, тариф на его услуги устанавливает регулятор, а сам он — неприбыльная компания, которая все заработанные на балансировании деньги возвращает обратно в систему.
При этом в Чехии компании-участники рынка имеют гораздо больше свободы в вопросах балансирования.
Например, компания может сделать это за счет оператора рынка, а тот возьмет газ по рыночной цене из позитивных небалансов других компаний, и для компании, допустившей небаланс, это обойдется всего лишь в 2%-ную наценку. Компания также может восполнить негативный небаланс за счет покупки газа на бирже, или же погасить небаланс на следующий день с наценкой около 2%.
Когда ждать реформы?
По мнению Станислава Казды, в Украине также следовало бы реализовать чешский сценарий: создать независимого оператора, не связанного ни с одним из участников рынка, и которому будут все доверять; НКРЭКУ должен установить тариф на его услуги; оператор будет неприбыльной компанией и всю заработанную прибыль будет возвращать в систему балансирования.
Кроме того, по мнению Станислава Казды, в Украине необходимо решить и вопрос цены на газ, который используется для балансирования системы. “Не могут быть на одном рынке два ресурса по разным ценам. Если это не убрать, то это всегда будет создавать проблемы”, — сказал он.
По мнению Майкла Гросмана, директора Tumbleweed Partners, участникам рынка нужно в первую очередь дать возможность самому сбалансироваться — для этого каждый поставщик газа или трейдер должен иметь возможность приобрести газ на бирже.
“Это важно, потому что даже с помощью лучшего алгоритма в мире мы не всегда можем спрогнозировать потребление газа. Потому что всегда есть, например, большой завод, который потребляет много газа и который может неожиданно включить или выключить какое-то оборудование”, — сказал он.
Однако скорой реформы системы балансирования на украинском рынке ожидать не стоит — НКРЭКУ только задумывается о том, как именно эта реформа должна происходить и призывает быть осторожнее, чтобы не наломать дров, как при реформировании рынка электроэнергии.
А до тех пор участники рынка будут работать в условиях странной модели, где оператор фактически паразитирует на своих клиентах, безапелляционно списывая с них средства за безальтернативные услуги, а те — находятся под перманентной угрозой потерять ликвидность из-за долгов перед оператором.